Единая панель данных
-
Недельные индексыПоказать
Индекс Недельных Расходов является показателем, демонстрирующим динамику объема потребления российскими домохозяйствами товаров повседневного спроса. Индекс Недельного Среднего Чека показывает динамику среднего значения стоимости покупок домохозяйств, совершенных в течение недели. Оба Индекса рассчитываются для каждой календарной недели на основе Единой панели данных РОМИР, аккумулирующей информацию о потреблении домохозяйств в российских городах с населением 100 000 жителей и более.
-
Индекс «свободных денег»Показать
РОМИР разработал методику расчета Индекса свободных денег (ИСД) – показателя, демонстрирующего динамику возможности домохозяйств потреблять товары и услуги сверх необходимых потребностей.
«Свободные деньги» домохозяйств в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки необходимых продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг. Это именно те средства, которые домохозяйство может израсходовать на образование, здоровье, ремонт, отложить для крупной покупки (квартира, дача, автомобиль и т. п.), потратить на отдых и развлечения или просто отложить в виде накоплений. Также именно из этих денег выплачиваются кредиты.
Индекс «свободных денег» рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяются на основе собственных расчетов РОМИР и Росстата. А затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе Единой панели данных РОМИР.
Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:- заработная плата с различными начислениями и доплатами;
- пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- доходы от операций с личным имуществом;
- другие виды доходов.
Для расчета Индекса «свободных денег» все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.
К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:- продукты питания;
- непродовольственные товары повседневного спроса;
- жилищно-коммунальные услуги;
- бытовые услуги;
- медицинские услуги;
- услуги пассажирского транспорта;
- услуги связи;
- обязательные платежи.
Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, другие виды товаров и услуг.
За исходную точку для расчета Индекса принят показатель января 2019 года принят.
-
Индекс Дефлятор FMCGПоказать
РОМИР разработал методику расчета статистического индекса Дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары повседневного спроса (FMCG) за определенный период. Основой для расчета служит информация Единой панели данных РОМИР* о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому Дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя.
За 100% для расчета Индекса взят уровень цен января 2019 года. Сложному многофакторному анализу подверглись более 15 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008–2023 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU). Всего было отобрано около 200 наименований, которые постоянно актуализируются с учетом фактора сезонности.
Индекс Дефлятор FMCG фактически отражает динамику цен на товары повседневного спроса, входящих в среднестатистическую корзину российских потребителей, которая значительно шире базовой, на которую ориентируется Росстат.
-
Индекс благосостоянияПоказатьРОМИР разработал методику расчета Индекса благосостояния – показателя, демонстрирующего динамику доли затрат домохозяйств на продукты питания в структуре всех затрат домохозяйства. Размер этой доли затрат на продукты является одним из факторов, определяющих, к какой категории стран по степени благосостояния относится исследуемое население. В современной экономике существует ряд показателей, характеризующих уровень благосостояния населения. Некоторые из них основаны на анализе потребления домохозяйств, а в частности, структуры затрат. Это обусловлено следующими факторами:
- Затраты на продукты питания – та статья расходов, которая обязательно присутствует в бюджете любого домохозяйства, поскольку питание – первоочередная базовая потребность.
- Размер доли бюджета, которую семья тратит на питание, определяет объем средств, которые домохозяйство может потратить на другие обязательные потребности (жилье, транспорт, связь, одежда, обувь, здоровье и др.), на восстановление (отдых, спорт, культура и др.), на развитие (образование, улучшение условий проживания и др.)
- Повышение цен на продукты питания, относящихся к категории обязательных, не оказывает существенного влияния на объемы их потребления, что может создавать видимость сохранения сбалансированности спроса и предложения на рынке. Однако это приводит к увеличению доли затрат на продукты питания в общей структуре расходов домохозяйств и снижению объемов потребления других категорий товаров и услуг, что в итоге приводит к снижению уровня жизни населения.
- Степень доступности и достоверности данных о расходах выше в сравнении с доходами, учитывая тот факт, что информация о доходах чаще скрывается или искажается.
- Затраты более точно отражают благосостояние, поскольку доход – лишь одно из условий, обеспечивающих доступ к потреблению. Затраты в большей степени отражают способность домохозяйств удовлетворять свои потребности.
- товары повседневного спроса
- продукты питания
- жилищно-коммунальные услуги
- бытовые услуги
- платные медицинские услуги
- транспорт
- связь
- одежда
- мебель
- бытовая техника
- развлечения
- платные образовательные услуги
- услуги учреждений культуры
- путешествия
- алкоголь
- табак
- другие виды товаров и услуг.
Для интерпретации показателей Индекса благосостояния предлагается воспользоваться международными стандартами уровня жизни, утвержденными ООН на основе коэффициента Энгеля. Так, страна, где доля затрат на продукты питания в общей структуре доходов составляет 60% и более, считается крайне бедной.
50%-60% - низкий, едва удовлетворены потребности;
40%-50% - ниже среднего, удовлетворены основные потребности;
30%-40% - средний, сравнительно обеспеченное население;
20%-30% - выше среднего, обеспеченное общество;
20% и меньше – высокий, богатое общество.
-
АРХИВ
-
Индекс покупательской активностиПоказать
Индекс покупательской активности (ИПА) – показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров повседневного спроса, рассчитанный на основе Единой панели данных РОМИР. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.
Публикация результатов расчета Индекса в ежемесячном формате приостановлена в связи с переходом на еженедельную основу.
-
Индекс среднего чекаПоказать
Индекс среднего чека демонстрирует динамику среднего значения стоимости покупок российских потребителей в абсолютном (денежном) и процентном выражении. Индекс рассчитывается ежемесячно на основе Единой панели данных РОМИР и описывает размер единовременных трат россиян, проживающих в городах с численностью населения 100 000 жителей и более.
Публикация результатов расчета Индекса в ежемесячном формате приостановлена в связи с переходом на еженедельную основу.
-
Индекс Кофе с молокомПоказать
Индекс с условным названием «Кофе с молоком» отражает уровень экономической уверенности россиян. Рассчитывается на основе Единой панели данных РОМИР.
Базой для расчета Индекса «Кофе с Молоком» (КсМ) является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров – кофе, молока, бутилированной воды и шоколада, которые не являются продуктами первой необходимости.
При расчете Индекса не было выявлено существенных различий его показателя для различных доходных групп и в разных типах городов. КсМ представляется как некий объединяющий индикатор для различный групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
-
E-comm IndexПоказать
РОМИР разработал инструмент анализа покупательского поведения в онлайн-магазинах FMCG-сектора – E-comm Индекс. Старт проекта состоялся в рамках Российского Интернет-Форума (РИФ) 20 мая 2021 года при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ).
E-comm Индекс рассчитывается на основе Единой панели данных РОМИР и отражает динамику трат на товары повседневного спроса через такие параметры как частота покупки и средний чек реальных покупателей интернет-магазинов. Базой для расчета индекса являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров, совершаемые жителями городов России с населением 100 000 жителей и более. За исходную точку для расчета Индекса принят показатель января 2019 года принят.
-
Индекс «Цена здоровья»Показать
РОМИР разработал методику расчета статистического индекса фармацевтического рынка – Индекса «Цена здоровья», который отражает реальные изменения цен лекарственных препаратов.
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные на основе Единой панели данных РОМИР.
Для расчета Индекса «Цена здоровья» сложному многофакторному анализу подверглись 67 товаров из следующих категорий:
- Антисептические лекарственные средства
- Ингибиторы АПФ
- Лекарственное средство для желудочно-кишечного тракта
- Лекарственное средство для носа
- Лекарственное средство от аллергии
- Обезболивающие средства
- Противовирусное средство
- Противодиарейные средства
- Седативные лекарственные средства
- Снотворные и успокоительные средства
- Средства для восстановления микрофлоры кишечника
- Средства для поддержания иммунитета
- Средства от простуды и гриппа
- Средство для регенерации кожи
- Термометр медицинский
-
Индекс аптечкиПоказать
РОМИР разработал методику расчета индекса фармацевтического рынка – Индекса аптечки, который демонстрирует динамику доли затрат россиян на медицинские товары.
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные на основе Единой панели данных РОМИР. Индекс демонстрирует долю затрат на медицинские товары среди совокупных расходов россиян. Расчеты проводятся на ежеквартальной основе.
При расчете Индекс анализируются покупки товаров из следующих макрокатегорий:
- Бахилы
- Бинт
- Контейнер для анализов
- Лейкопластырь
- Лекарственные средства
- Лекарственные травы/фиточаи/фитосборы
- Марля/Марлевые салфетки
- Маска медицинская
- Ортопедические товары
- Очки, линзы, сопутствующие товары и аксессуары
- Пипетка
- Термометры/Градусники
- Тест на беременность
- Шприц